Возглавляемая Марком Цукербергом социальная сеть Facebook, недавно переименованная в Meta, решила сделать большую ставку на развитие мета-вселенной. Руководитель Facebook – один из самых богатых людей в мире, и Facebook – один из самых узнаваемых технологических брендов в мире, поэтому так или иначе мы увидим, как мета-вселенная постепенно станет мейнстримом в ближайшие годы. Однако данная соцсеть – не единственная компания, стремящаяся донести виртуальные миры до широких масс. Например, такие компании как Alphabet (Google), Microsoft и Apple также планируют возглавить гонку мета-вселенных.
Концепция мета-вселенной существует уже много лет. Приложение Second Life, позволяющее людям создавать для себя аватар и участвовать в мероприятиях в виртуальном онлайн-мире, существует уже почти два десятилетия. Видеоигры, в целом, тоже развиваются. VRChat – это еще одна онлайн-платформа мета-вселенной, которая существует уже много лет. Однако эти платформы имеют всего несколько миллионов пользователей. Несмотря на то, что они существуют уже давно, виртуальная реальность так и не стала мейнстримом.
Стартапы и «динозавры» индустрии – это то, чем был MySpace в те годы, когда Facebook еще не стал нормой в социальных сетях. Единственная разница заключается в том, что когда Facebook был создан, у Марка Цукерберга не было 10 миллиардов долларов, чтобы инвестировать в эту технологию. Но теперь, в 2021 году, он переименовал Facebook в Meta и поделился планами сделать большую ставку на Meta. Отраслевые аналитики полагают, что социальная сеть потратит не менее 50 миллиардов долларов на разработку программного и аппаратного обеспечения, необходимого для пользователей Meta.
Facebook – не единственная компания, которая хочет получить «кусок пирога»: в эту «игру» активно вступила другая часть крупных технологических компаний, которые питают надежду на то, что мета-вселенная станет доступной для широких масс. Более того, многие, похоже, принимают эту идею с распростертыми объятиями. В связи с пандемией коронавируса Covid-19, которая лихорадит весь мир в течение последних двух лет, люди приветствуют любые идеи, способные помочь им безопасно пребывать в своем цифровом онлайн-мире, и это одна из вещей, которую решения мета-вселенной планируют однажды предложить.
Google уже познакомил десятки миллионов пользователей с виртуальной реальностью с помощью Google Cardboard. Устройство на самом деле не обеспечивало погружения, но, по крайней мере, открыло людям возможности испытать виртуальную реальность. Google также представила миру Google Glass – эксперимент с дополненной реальностью, который в значительной степени провалился за эти годы, но нашел свое место на нишевых рынках. Microsoft также внесла свой вклад в запуск HoloLens шесть лет назад, однако их проект так и не получил широкого распространения. И у Google Glass, и у HoloLens была одна и та же проблема – они были слишком дорогими и слишком сложными в использовании.
Apple также годами «заигрывается» с виртуальной реальностью и дополненной реальностью: в 2015 году они приобрели компанию дополненной реальности Metaio, представили платформу разработчиков для создания приложений дополненной реальности для устройств Apple под названием ARKit и т.д. Многие считают, что Apple перейдет на платформу AR/VR, представив соответствующие продукты в 2022 году.
Будет ли Facebook создавать новую и продвинутую версию «Second Life»? Скорее всего, да. Будут ли они внедрять его в массы для потребительского и делового использования? Опять же, скорее всего, да. Когда это произойдет? Никто не знает, но многие компании изучали эту область деятельности в течение последнего десятилетия, и рано или поздно виртуальный мир станет реальностью для все большего числа людей. Аналитики полагают, что в 2022 году в этом направлении будет наблюдаться значительная активность.
Виртуальный мир создает множество проблем и вызовов для компаний в плане безопасности, доступности, рисков для здоровья, зависимости и т.д. Таким образом, несмотря на то, что Meta планирует вложить десятки миллиардов в разработку решений дополненной реальности и виртуальной реальности, для развития отрасли потребуется время. Однако одно можно сказать наверняка: продукты дополненной и виртуальной реальности, скорее всего, рано или поздно появятся у вас дома – Facebook уже выпустил интеллектуальные очки в сотрудничестве с производителем роскошных солнцезащитных очков Ray-Ban. Несмотря на то, что они не столь сложны, они все же дают краткое представление о том, что крупные технологические компании планируют на ближайшее будущее.